Вопрос о допустимости использования средств контрацепции в православии вызывает немало дискуссий. В отличие от аборта, который однозначно осуждается как преднамеренное прерывание жизни, отношение к предохранению в Церкви более nuanced.
Представители Русской Православной Церкви подчеркивают, что вопрос контрацепции выходит за рамки чисто медицинских аспектов, затрагивая этические и моральные стороны. Решение о выборе того или иного метода предохранения остается за каждым верующим, однако Церковь готова оказать духовную поддержку в этом непростом выборе.
В "Основах социальной концепции" РПЦ в качестве наиболее предпочтительного метода предохранения называется воздержание. При этом Церковь проводит четкую границу между абортивными и неабортивными методами контрацепции. К первым относятся те, которые препятствуют развитию уже оплодотворенной яйцеклетки, приводя к ее гибели. Такие методы противоречат церковным канонам. Неабортивные же средства, предотвращающие само оплодотворение, то есть слияние мужской и женской половых клеток, могут быть допустимы.
Стерилизация и вазэктомия, как необратимые методы, не одобряются православием.
В случае, когда воздержание по каким-либо причинам невозможно, священнослужители допускают использование неабортивных методов контрацепции, рассматривая это как менее греховный вариант по сравнению с другими альтернативами. Как отмечают представители духовенства, "печально, но хотя бы так", если нет другого выхода.