Как живет «девушка в красном бикини», сбежавшая из СССР 45 лет назад через иллюминатор корабля

12.11.2024, 14:30 , Илья Стребков

Ей было всего 18, на ней только красное бикини, а внутри — жгучее желание никогда больше не пробовать советскую тушенку и забыть, что такое очереди. После ее побега с круизного корабля австралийская пресса писала, что люди готовы бежать из Союза даже в одних трусах.

Простая советская девушка Лиля сделала красное бикини мейнстримом задолго до Памелы Андерсон. Правда, сейчас она известна миру под другим именем — Лилиана Гасинская.

Благодаря ей австралийцы убедились, насколько советские женщины красивы, а главное, отважны. Сбежать из страны вплавь, ночью, в одном купальнике, через бухту с акулами — все ради красивой жизни с картинки из журнала.

Лиля родилась в небольшом селе под Одессой. Еще подростком поняла, что с коммунизмом ей не по пути. Так, вероятно, думали и другие советские граждане, вот только купить билет и махнуть за границу, как делают люди сейчас, тогда могли лишь избранные. Для остальных выхода было два — терпеть или бежать. Лилиана решила бежать, точнее, уплыть.

С 14 лет она стала готовить план побега втайне от друзей и семьи. План был рискованный и капитальный. Ради этого Лиля поступила в Одесскую школу моряков, чтобы однажды устроиться официанткой на круизный корабль, который следует в Австралию, а на стоянке тихонечко улизнуть в счастливую новую жизнь. Кстати, когда позже в интервью ее спрашивали, почему именно Австралия, девушка, как робот, повторяла заученную фразу, мол увидела в журнале фото, какой-то австралийский пейзаж, и поняла: это лучшее место на земле.

На деле оказалось все не так просто. В январе 1979 года Лиля устроилась официанткой на круизный лайнер «Леонид Собинов». Первую попытку бежать она сделала на стоянке у Фримантла, но помешал один из членов экипажа. Потом в Мельбурне тоже не сложилось.

Время остановки у Сиднея уходило, а возвращаться в Союз девушка никак не хотела. Поэтому ночью, когда корабль встал на якорь возле Сиднейской бухты, Лиля решилась плыть до берега. Не испугалась даже акул, которые в бухте водятся. Гораздо страшнее ей казалась мысль о соотечественниках. Тех, что бросятся в погоню, а еще больше — тех, с которыми состоится разговор на Родине.

Под утро она надела свой красный купальник, из вещей смогла прихватить только кольцо, остальное оставила в каюте. Пролезла через иллюминатор и плюхнулась в воду. Она плыла около 40 минут. Приходилось уклоняться от луча прожектора: то уходить под воду, то всплывать. Было холодно, и вот, выбившись из сил, уже подплывая к земле, она поняла, что придется еще и забираться на причал. На это ушло еще минимум полчаса.

Синюю от холода, всю в ссадинах и синяках девушку в красном бикини увидели прохожие. Точнее, Лиля сама бросилась к мужчине, выгуливающему собаку. На ломаном английском она объяснила, что она — советская гражданка, бежала из страны и просит убежища в Австралии.

С этого «фееричного» появления на австралийской земле началась история популярности советской беглянки. Лилия вмиг стала сенсацией. В тот же день ее взяла под крыло редакция австралийской Daily Мirror, Лилю поселили в доме у фотографа издания.

Тем временем советские дипломаты сделали запрос коллегам из Австралии с требованием вернуть гражданку СССР на корабль. Лилиана умоляла оставить ее в Австралии и времени зря не теряла.

В газете одно за другим выходили интервью с девушкой, «сбежавшей с „красного“ корабля». 18-летняя Лиля легко соглашалась на фото в бикини, и вскоре фотограф Daily Мirror Грэм Флетчер, муж и отец троих детей, ушел из семьи ради одесситки. Он и стал ее первым покровителем, помог получить вид на жительство. Впрочем, Лилиана и без его помощи стала знаменитостью в Австралии — власти, пресса и общество были на стороне беглянки. Гасинская на второй день прибытия в чужую страну получила статус беженца.

С подачи любовника молодая девушка закончила школу моделей, позже занялась танцами, была диджеем, участвовала в телешоу и даже снялась в передаче «Молодые врачи». Чтобы жить, как мечтала — «пляжи, коктейли и свобода», нужны были деньги. Поэтому в 1979 году Гасинская согласилась на откровенные съемки для журнала «Пентхаус». Она появилась на обложке. Надпись гласила: «Девушка в красном бикини без бикини».

Лилиана позировала в недоступных даже для мыслей советских гражданок стрингах и сетчатой накидке. Это была первая советская женщина на обложке мужского журнала. Внутри фото были еще откровеннее. За это она получила рекордную по тем временам сумму — 15 тысяч долларов.

«В Австралии Лилиана должна акклиматизироваться к более теплому образу жизни, в разных смыслах. Здесь и люди теплее. В новой стране она чувствует себя ее частью, открывает новые возможности для развития карьеры и незнакомое ощущение быть известной», — сказано в статье, сопровождающей фотографии.

Роман с фотографом длился недолго. В 1984 году она вышла замуж за крупного сиднейского бизнесмена-инвестора Яна Хайсона. После этого Лилиана пропала с экранов и газет. Видимо, мужу хотелось видеть рядом образ более скромной супруги. Они расстались спустя шесть лет. Так же тихо, как жили в браке. Ни скандалов, ни информации о разделе имущества. Никто не знает, сколько Хайсон оставил денег красавице в ходе развода. Известно только, что после расставания она уехала из Австралии, с которой «была одним целым».

И стала считать себя частью Британии: Гасинская поселилась в Лондоне, получила паспорт гражданки Великобритании. Снова вышла замуж, родила двух сыновей. Увлеклась духовными практиками и медитацией. Она перестала отвечать на вопросы СМИ: Лилиана живет закрытой жизнью и старается не вспоминать свое бурное прошлое.