Муж позволял делать это толпе гостей со своей женой: нелепая русская традиция, которая сейчас кажется извращением

09.10.2024, 05:30 , Илья Стребков

В прошлом России существовало множество традиций и обрядов. Некоторые из них сохранились до сих пор, другие — ушли вместе с эпохой. Один из таких обычаев — это «поцелуйный обряд», который сегодня многим покажется странным, сообщает портал sport24.ru.

Представьте себе картину: в разгаре боярский пир 16-17 века, многочисленные гости вкушают напитки и закуски, веселятся и праздно проводят время. После угощений жена боярина, нарядно одетая, выносит чарку, отпивает из нее и угощает гостя. Затем в знак особого расположения гость целует ее в губы.

«Поцелуйный обряд — величайший знак почета и дружбы, оказываемый русскими гостю», — цитируют Адама Олеарий, немецкого путешественника, авторы книги «У истоков этикета. Этнографические очерки» Байбурин и Топорков.

И все бы ничего, но поцеловать в губы хозяйку дома должны были все собравшиеся.

Описание этого обряда составил барон Майерберг после поездки в Москву в 1661 году. Согласно книге «Путешествие в Московию барона Августина Майерберга …» Майерберга, женщина наряжалась в новую одежду после каждого кубка, поднесенного новому гостю. В конце ритуала она становилась к печи или стене, а гости в ответ ее целовали.

«Все присутствующие целовали ее (жену хозяина) в уста, причем муж ее спокойно смотрел на это, и никто не мог ее не поцеловать, а то выгонят из дома», — вспоминал путешественник Павел Алеппский.

Кроме того, в обряде могли участвовать не только жена хозяина, но и жены сыновей, братьев и племянников хозяина.

«Есть мнение, что поцелуйный обряд не распространялся на невинных девушек, которые были лишь соглядатаями ритуала целования их замужних сестер», — пишет О. Козлова, автор научной статьи «Сватовство и характерные особенности российского предсвадебья XVII в. в аспекте женской истории».

Этот обряд, хотя и встроен в определенный культурный контекст прошлого, сегодня вызывает удивление и возмущение. Едва ли можно найти мужчину, который согласится на такое. Что уж и говорить про его супругу.