Названы виновники загадочной авиакатастрофы с фигуристами: судьба 67 погибших оказалась решена двумя людьми

29.04.2025, 07:30 , Илья Стребков

Многим запомнилась загадочная авиакатастрофа над Вашингтоном в январе, когда военный вертолет Black Hawk умудрился столкнуться в воздухе с пассажирским самолетом? Жертвами стали 67 погибших, включая четырех фигуристов из России. Спустя месяцы расследований наконец-то виновные объявлены. Все оказалось прозаично – катастрофа стала следствием человеческой ошибки. Плюс не были вовремя приняты меры безопасности, а кнопка микрофона оказалась – очень невовремя – нажата чьей-то беспечной рукой, сообщает kp.ru.

Как выяснила DailyMail, капитан армейского Black Hawk Ребекка Лобач, которая в ту ночь проходила ежегодную проверку, летела слишком высоко, игнорировала инструкции, а когда ей прямым текстом сказали «поверни налево», почему-то продолжила лететь прямо на гражданский самолет.

Теперь картина событий ясна. 29 января, глубокой ночью, Лобач вместе с инструктором Эндрю Лойдом Ивзом крутила свои проверочные круги над Вашингтоном, когда диспетчер сообщил: поблизости пролетает гражданский самолет компании American Airlines. За 15 секунд до столкновения оператор приказал вертолету свернуть налево. Второй пилот настойчиво повторил капитану это требование. Но Лобач решила быть верной себе и полетела напрямик. Почему? Никто так и не понял.

Был в этой трагедии и мотив «не пристегнутого вовремя ремня»: выяснилось, что вертолет летел с выключенной системой ADS-B – той самой штукой, которая помогает видеть, кто вокруг в небе, без необходимости полагаться на диспетчеров и на свою счастливую звезду. Почему система была отключена на тренировочном полете? Очевидно, чтобы создать условия, максимально приближенные к боевой обстановке. Вот и кончилось все катастрофой.

Самая обидная при ретроспективном взгляде деталь: пилоты периодически отключали микрофон – возможно, чтобы сказать что-то личное. В итоге кнопка выключения оказалась нажата в тот самый момент, когда диспетчеры сообщали, что гражданский самолет «заходит на круг» (кружит над посадочной полосой). Так была пропущена мимо ушей жизненно важная информация о маневре самолета American Airlines. Грубо говоря, судьба 67 людей оказалась решена двумя людьми, решившими невовремя поболтать и вышедшими из радиоэфира.

Как отметила глава Национального совета по безопасности на транспорте США Дженнифер Хомеди, если бы Лобач вовремя выполнила разворот, между вертолетом и самолетом точно был бы безопасный зазор. Но все было сделано не вовремя – и случилась одна из самых жутких катастроф в истории американской авиации.

Грубо говоря, судьба 67 людей оказалась решена двумя людьми, решившими невовремя поболтать и вышедшими из радиоэфира.

Интересно, что Лобач ранее работала... военным соцработником в Белом доме при администрации Байдена. Похоже, это та самая история, когда кто-то спутал отличника политической подготовки с отличником подготовки боевой. Одно дело – поддерживать высокий моральный дух у военнослужащих. И совсем другое – быть ответственным пилотом, который следит за курсом и высотой. Тут совершенно разные таланты нужны.

Министр транспорта США Шон Даффи, не скрывая возмущения, обрушился с критикой на старую добрую практику «визуального контроля» вместо инструкций диспетчера: мол, так летать – это все равно что «пытаться продеть нитку в иголку в прыжке через костер». Заявил он это, правда, уже после того, как нитка окончательно сгорела.

Пилоты не могли договориться даже о том, на какой высоте летят. Один считал, что летит в 300 футах над землей, другой – что в 400 футах. На деле оба летели на высоте в 275 футов (84 метра). Но это выяснилось позже, после катастрофы. Бригадный генерал Мэтью Браман дипломатично указал, что «сыграли роль несколько факторов».

Вот так 67 человек заплатили жизнью за неслаженность действий двух экипажей и устаревшие инструкции. Пресловутый человеческий фактор. А урок из этой истории можно извлечь следующий: в XXI веке стоит, наконец, использовать безопасные технологии и слушать диспетчеров, а не полагаться на интуицию, особенно в ночном небе над густонаселенным городом.